Портрет М.И. Кутузова из музея-квартиры И.И. Бродского

Неизвестный художник. Портрет М.И. Кутузова. Исполнен в период 1777-1782 годов. Холст, масло. 58х44,5 см. Музей-квартира И.И. Бродского

В предлагаемом комплекте открыток репродуцируются произведения русских художников XIX века из Музея-квартиры И. И. Бродского, одного из интереснейших мемориальных музеев Ленинграда. Размещаясь в квартире, где жил и работал известный советский живописец, и сохраняя атмосферу жилого дома, музей включает в свою экспозицию около трехсот картин и рисунков. Часть из них составляют работы самого Бродского, часть — произведения мастеров русского и советского искусства, находившиеся в коллекции художника. Высокий профессионализм и убежденная приверженность реалистическому искусству, полученные Бродским в годы учебы в мастерской И. Е. Репина, обусловили его особую взыскательность и строгость в подборе произведений.
Искусство XIX века было предметом пристального внимания художника: он интересовался процессом становления реалистической живописи, преклонялся перед высокой культурой исполнения мастеров старших поколений, живое сочувствие вызывали у него творческие проблемы более близких по времени живописцев.
«Портрет М. И. Кутузова», написанный неизвестным художником между 1777— 1782 годами,— единственное произведение в собрании, относящееся к XVIII веку. Будущий генерал-фельдмаршал изображен в мундире Луганского пикинерного полка, где он служил в эти годы. Кутузову (1745—1813) тогда не исполнилось еще и сорока лет. В скромном погрудном изображении художник сумел передать обаяние незаурядной личности, запечатлев умную тонкую улыбку и живой взгляд портретируемого.
В несколько ином, героико-романтическом духе представлен образ военного в «Портрете П.П. Новосильцева» (1817—1818), приписываемом кисти В. Л. Боровиковского. Петр Петрович Новосильцев был знаком с А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, многими декабристами.
«Украинка со сливами» (1848) В. А. Тропинина и «Портрет неизвестной в белом платье» (1852) М. И. Теребенёва близки друг другу некоторой наивностью изобразительного языка, не исключающей серьезности в создании психологической характеристики моделей.
Портреты, относящиеся ко второй половине XIX века, отличаются глубоким проникновением в душевный строй портретируемого. В «Портрете М.А. Григорьевой» (1862) работы П.П. Чистякова тонкое изящество кружев на фоне темного строгого платья подчеркивает благородство облика молодой женщины. Этот портрет — раннее произведение Чистякова, будущего замечательного педагога, утвердившего реалистические позиции в системе художественного образования.
Одно из последних произведений И.Н. Крамского, идеолога и организатора Товарищества передвижных художественных выставок,— «Портрет В.Н. фон Дервиз» (1887) скромен по своему решению. Внимание художника сосредоточено на лице пожилой женщины, умудренной жизненным опытом.
На ряде произведений из коллекции Бродского можно до некоторой степени проследить и историю пейзажного жанра в русском искусстве XIX века. В традициях реалистического искусства первой половины прошлого века исполнено живописное полотно «Море» (1849) И.К. Айвазовского с изображением гибнущего в штормовых волнах парусника. Черты романтической трактовки мотивов природы прослеживаются в творчестве А.И. Куинджи. В его небольшом эскизе «Север» (1879) дан эпический образ сурового и загадочного края.
В маленькой работе П. П. Соколова «Тройка в бурю» (1860-е или 1870-е годы) драматизм состояния природы несколько ослаблен подчеркнуто бытовыми чертами в обрисовке* персонажей. Вместе с тем картина интересна характерным сочетанием пейзажного и жанрового моментов, взаимно обогащающих друг друга.
В творчестве И. Е. Репина нашли свое отражение все крупные явления искусства того времени. Пейзаж, редко встречающийся у Репина как самостоятельный жанр, играл значительную роль в его сюжетных картинах и портретной живописи. В работе «Бурлаки у костра» (1870 или 1872), одном из подготовительных этюдов к знаменитой картине, именно пейзаж рождает ощущение тихого вечера и особого душевного покоя отдыхающих у полупотухшего костра людей. В «Девочке с букетом» (1878), портрете дочери Веры, залитая солнцем поляна, звонкая зелень, бросающая рефлексы на белое платье девочки, создают образ радостного, беззаботного детства.
В небольшой композиции А. Е. Архипова «Женщины и дети» (1880-е годы) группа крестьянок в национальных рубахах и сидящие рядом на земле ребятишки погружены в солнечную атмосферу жаркого летнего дня. Пейзаж занимал важное место в творчестве этого крупнейшего мастера крестьянской темы рубежа XIX— XX веков.
«Чистый» пейзаж, пейзаж настроения к концу века становится особенно распространенным в русской живописи. В работе В. Д. Поленова «Мельница в Вёле. Нормандия» (1874) пейзажный мотив пронизан несколько идиллической умиротворенностью. В мягкой серебристо-зеленоватой гамме тонко передано очарование поэтичного уголка северной Франции, где к середине 1870-х годов обосновалась небольшая колония русских художников.
Кисти гениального И. И. Левитана подвластны тончайшие оттенки состояния природы, ведомы тайны ее воздействия на душу человека. Его «Серый день» (1890-е годы) гармонией блеклых тонов создает настроение щемящей печали.
Пейзаж имел особую значимость в образной структуре исторических композиций В. А. Серова. В эскизе «Ифигения в Тавриде» (1893) к картине, задуманной на сюжет одноименной трагедии Эврипида, безбрежная гладь моря с набегающей волной и одинокая фигура сидящей на берегу девушки становятся эмоциональным лейтмотивом произведения, в котором особенно сильно звучит нота тоскливого, напряженного ожидания.
Творчество М.А. Врубеля представлено в коллекции несколькими набросками и акварельной миниатюрой «Натурщица в восточном костюме» (1884). В этом виртуозно выполненном этюде яркие, сочные мазки кажутся вкраплениями самоцветов. Композиции на ориентальные сюжеты всегда давали богатую пищу живописному воображению Врубеля, замечательного мастера акварели.
Опубликованные здесь произведения из Музея-квартиры И. И. Бродского знакомят с интересными образцами русской живописи XIX века. Третий, заключительный выпуск открыток по этому музею будет посвящен следующему разделу коллекции И. И. Бродского — творчеству его современников, художников 1900— 1920-х годов.
О. П. Андреева