Мейсонье - Автопортрет |
Мейсонье - Игра в шахматы |
Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №1151-1891 г.:
Ж.-Л.-Э. Мейсонье
31 января н.ст. скончался в Париже один из величайших современных художников – Жан-Луи-Эрнест Мейсонье жанрист-миниатюрист. Он родился в Лионе в 1811 г. (а не в 1815 г., как было сказано в русских газетах) от бедных родителей; долгое время он боролся с нуждой. Около 1830 г. он явился в Париж с целью усовершенствоваться в живописи; некоторое время молодой Мейсонье с другим, великим впоследствии, художником Добиньи писал картины по 5 франков за квадратный метр и эти картины перепродавались за границу. Известный иллюстратор Тонна Жоанно, с которым Мейсонье познакомился случайно, был поражён его замечательными способностями и уговорил его серьёзно заняться своим художественным образованием. Тогда он поступил в мастерскую Конье, как ученик, и вскоре достиг замечательных результатов. Он избрал себе совершенно особенный жанр и никогда впоследствии не отступал от него; жанр этот – маленькие, иногда почти микроскопические картинки, напоминающие по удивительной выразительности фигур, по необыкновенной точности и чистоте в исполнении деталей и неподражаемому исполнению – лучшие произведения Турбурга, Ван-Остада и Мьернса. Нарисовав несколько замечательных картинок в этом фламандском жанре, между прочим, своего знаменитого «Маленького алебардиста», он с 1836 г. стал постоянно участвовать в парижском Салоне и прежде всего выставил там своего «Игрока в шахматы» и «Маленького вестника» - две картинки, которые обратили на себя серьёзное внимание художественных критиков и любителей. С тех пор, вплоть до 1855 г. когда он достиг полного расцвета своего таланта, он не переставал совершенствоваться, работая постоянно и быстро. В 1881 г. в Париже, в зале Georges Petit, Мейсонье сделав общую выставку большинства своих произведений, в количестве 146 №№, но в действительности истинное число его произведений, разбросанных по Европе, Америке и России, в частных и общественных галереях и музеях, далеко превосходит это количество, хотя до сих пор ещё неизвестно хорошо – сколько именно картин написал Мейсонье в течение всей своей жизни. Вероятнее всего, что он сам не знал этого в точности. Определить это количество придётся теперь художественным критикам во всех частях света. Думаем, что русские специалисты по художественной критике и некоторые истории искусства сделали бы значительный вклад в науку и облегчили бы труд французским критикам , если бы составили подробный и точный указатель картин Мейсонье, находящихся в России, с подробным указанием – где и в чьём владении они находятся и когда были приобретены.
В 1889 г. Мейсонье был сделан председателем жюри парижского Салона и тогда же выставил в Салоне свою картину «La madonne del Baccio» и, кроме того, 11 других маленьких картинок. Между которыми было несколько портретов. В числе этих картин находилась также и картина «1807 год» - самая значительная акварельная картина Мейсонье.
Европейская художественная критика давно уже установила окончательно свой взгляд на Мейсонье. Только в первых его картинах может быть замечена кое-какая подражательность старым фламандцам, да и тогда эта подражательность имела скорее внешний, чем внутренний характер. Первые картины Мейсонье напоминают старых фламандцев только в том, что как французский художник, так и фламандцы, а отчасти и голландцы, писали небольшие картинки с небольшим количеством фигурок (часто с одной фигурой), причём обращали преимущественное внимание на выразительность индивидуальных черт характера и типа. Но в дальнейшем сходство исчезает, Мейсанье в высокой степени, как никто, обладает тем, что французы называют humeur – юмор, во французском значении слова, что совершенно противоположно спокойным, так сказать, созерцательным нидерландским произведениям в жанре. В картинах Мейсонье, напротив, много остроумия и жизни, много движения. Разница также очень значительна и в самых технических приёмах. У Мейсонье, несмотря на миниатюрность размеров картины, кисть сочная, живая. Оригинальность Мейсонье в особенности заметна в том, что он не ограничивается одной какой-либо эпохой и не специализируется в одном каком-либо роде. От VIII века он переходит к империи, от империи – к нашему времени. С одинаковой лёгкостью он изображает сцены в замкнутом помещении и на открытом воздухе. Так что в общем, если соединить все произведения Мейсонье, то получится, может быть, единственная в истории живописи, художественная история двух последних веков Франции – истории культуры, нравов, обычаев. Типов. Нам неизвестен другой жанрист – даже из самыз высоких – который имел бы такое огромное историческое значение, как Мейсонье. Если говорить о современных жанристах, то придётся сказать, что ни Кнаус, ни наш Вл. Маковский не могут быть поставлены наряду с ним – именно вследствие обширности мира художественных образов, захваченных Мейсонье. Он в совершенстве владеет рисунком, колоритом, тонкостью кисти, неподражаемостью в исполнении. Всё под его кистью принимает значение и смысл. Оживляется той таинственной жизнью искусства, которая обнаруживается в какой-нибудь скрипке, пустой бутылке, изломанном стуле в такой же степени, как и в человеческом лице. Единственный недостаток, который можно было бы указать в произведениях Мейсонье (да и то только весьма относительно), заключается в том, что он берет обыкновенно слишком близко точку перспективы и что вокруг фигур замечается некоторое отсутствие воздуха. Благодаря этому обстоятельству являются сухие восходящие линии и фон слишком выступает вперёд. Но этот недостаток выкупается огромным избытком самых редких художественных качеств. Обыкновенно точность в исполнении картины во всех мельчайших подробностях так велика у Мейсонье, что кажется. Дальше этого человеческое искуство не может идти. Многие его картины имеют свою историю и связаны с различными политическими и общественными событиями. Такова его картина “Les Tuileries, mai 1871”. После пожара в Тюльери во время коммуны Мейсонье проходил через Тюльерийский сад и был поражён меланхолически-грандиозным видом развалин дворца; он вынул карандаш, записную книжку и наскоро набросал эскиз. Через несколько дней он вознамерился разработать этот эскиз, устроил сторожку и проработал таким образом дня три; на четвёртый день обвалилась часть стены, пробившая крышу сторожки и уничтожившая табурет и мольберт художника. К счастью, Мейсонье не было в этот момент; картина получила лишь небольшие повреждения. Мейсонье умер 80-ти лет от роду.
В.Ч.
Мейсонье - Конец карточной игры |
Мейсонье - Наёмные убийцы |