КИТАЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ „ГОХУА"
Китайская национальная живопись „Гохуа* имеет большую и интересную историю, насчитывающую около двух с половиной тысяч лет. Основные особенности китайской живописи сформировались очень рано и сохранились в ней на протяжении многих веков, вплоть до настоящего времени.
Обычно китайские художники писали свои картины на длинных полосах шелка или бумаги, которые затем оформлялись в виде картин-свитков (вертикальных или горизонтальных). Работали художники специальными водяными красками и тушью. Черная тушь была излюбленным материалом многих художников. Используя тончайшие оттенки черной туши, от нежно-серебристого до густого бархатного тона, мастер создавал впечатление богатой цветовой гаммы.
Китайские картины отличаются от европейских и в способах передачи пространства. В них отсутствует линейная перспектива, геометрически правильное соотношение переднего и заднего планов, но тем не менее ясно передается ощущение уходящих далей, теряющихся в тумане горных вершин, величавой и поэтической природы.
Еще в ранний средневековый период в китайской живописи обособились различные жанры. Одно из значительных мест занимал пейзаж и так называемая „живопись цветов и птиц".
Именно в этих жанрах работал недавно умерший старейший художник Китая — Ци Бай-ши. Изображая цветы, птиц, насекомых, Ци Бай-ши стремился не просто передать сходство с натурой, а раскрыть живой образ природы, передать определенное настроение.
Ци Бай-ши очень внимателен к строению цветка, характерным позам и движениям птиц, животных. Он точно знает ценность каждой детали, знает, где ее нужно подчеркнуть, где вовсе отбросить, где показать лишь намеком.
В картине „Лотос и утки“ Ци Бай-ши изобразил широкой мягкой кистью лист лотоса, передав его плотную поверхность с солнечными бликами и крепкие, сочные стебли, поднимающиеся из воды. И цветок, и лист, и стебли лотоса Ци Бай-ши рисует черной тушью, но оттенки ее так разнообразны, мазки кисти так выразительны, что зритель ясно чувствует свежую прелесть растения. Две уточки-мандаринки („юаньян“) считаются в Китае олицетворением любви и супружеской верности. Таким образом у картины Ци Бай-ши есть особый поэтический подтекст, связанный с народной символикой, встречающейся в китайском искусстве довольно часто.
В области пейзажа китайская живопись имеет многовековую непрерывную традицию. На выставке „Современной китайской живописи“, организованной в Москве в 1957 году, было немало работ, в которых чувствовалась свежесть и индивидуальность восприятия природы. Такова картина художника Цзун Ци-сяна „Три ущелья реки Янцзы“.
Всегда своеобразны и интересны пейзажи одного из лучших современных художников — Ли Кэ-жаня. Его небольшая поэтическая картина „Вечер“ исполнена в свободной манере. Весь второй план картины занимают деревья с темной листвой. Кажется, что вечерний свет струится из глубины картины, и поэтому дерево, на котором сидит пастушок с флейтой, выделяется почти черным силуэтом. Передний план — это белая поверхность бумаги, но фигура лежащего буйвола, нарисованная на ней просто и свободно, заставляет ее активно участвовать в сюжете картины. В этом соединении условностей с тонким чувством настроения природы проявляется особый характер этого пейзажа Ли Кэ-жаня.
Среди произведений жанровой живописи, показанных на выставке, центральное место по праву принадлежало картине Цзян Чжао-хэ „Беженцы“, написанной еще в период антияпонской войны, в 1943 году. Это был огромный свиток-фриз около 30 метров длины и более 2 метров высоты. Тогда после однодневного показа на выставке в Шанхае картина была конфискована японскими захватчиками и пропала. Лишь сравнительно недавно была обнаружена часть этой картины, но в сильно поврежденном виде. Однако и сейчас она производит неизгладимое впечатление. Традиционный горизонтальный свиток разворачивается здесь как грандиозная торжественная панорама.
Первоначально картина имела название „Национальное бедствие“, и действительно, это — скорбная повесть о трагедии целого народа, мужчин и женщин, стариков и детей, ученого и студента, крестьянина и рабочего. Один из самых трагических образов в картине — женщина с трупом девочки на руках. Ее безграничное горе показано так скупо и выразительно, что эта фигура кажется почти символической. Образ человека у Цзян Чжао-хэ даже в страдании остался эпически величавым и монументальным.
Композиционное и цветовое решение свитка строится по принципу барельефа — с очень выпуклыми фигурами первого ряда, менее объемными на втором плане, почти силуэтными — на третьем. Фон, как это принято в живописи „Гохуа“, чистый, нейтральный, но играющий активную роль.
У молодых китайских художников „Гохуа“ сейчас можно заметить особенно большой интерес к жанровой живописи, стремление передать современную тему. Характерной картиной такого рода на выставке было „Свидание“ Хуан Чжоу.
В центре внимания художника — человеческие чувства, но он передает их очень сдержанно и в этом смысле традиционно. Это не непосредственная передача чувства через психологическую характеристику лица человека, а косвенная, путем создания особой лирической ситуации. Фигуры девушки и юноши изображены очень лаконично; легкие зеленые веточки замыкают композицию сверху и подчеркивают ощущение весны, свежести и молодости.
Мастерство многих современных художников проявляется в умении создать реалистический образ. Картина Ду Чжун-хуа „На базар“ как раз может служить примером такого мастерства. Смело и выразительно построена картина художника Фан Цзун-сянь „Дорожить каждым зерном!“.
Современная китайская живопись „Гохуа“ продолжает замечательные многовековые традиции, и вместе с тем в ее развитии наступил новый этап. Впервые в истории художники „Гохуа“ стремятся полно и многообразно отразить жизнь своего народа, его чувства и переживания.
Н. Николаева
Мэй Сюэ-фын. Лотос |
Ци Бай-ши. "Сосна и орёл" |